Форум инженеров по охране труда в Беларуси • Служебный транспорт и инструктаж специалистам
Страница 1 из 1

Служебный транспорт и инструктаж специалистам

Добавлено: 27 авг 2023 21:46
admin
ЗАПРОС:

В Ассоциацию обращаются банки, её члены, с просьбой оказать содействие в получении разъяснений компетентных государственных органов по вопросам связанным с порядком организации использования служебного транспорта сотрудниками банка.

Штатно-организационная структура банков предусматривает ряд должностей служащих, которые для выполнения предусмотренного должностной инструкцией функционала необходимо перемещаться между населёнными пунктами с определённой периодичностью.

Например, специалисты по работе с проблемной задолженностью, с расположением рабочего места в областном городе, выезжают на объекты в населённые пункты, расположены в данной области; специалисты службы информационных технологий, с расположением рабочего места в районном центре, осуществляет подключение вычислительной техники в подразделениях банка, размещённых в населённых пунктах данного района; специалисты службы розничных продаж, с расположением рабочего места в районном центре, осуществляют выезды на предприятия района для проведения консультационной работы и др.
Имеющиеся в банках парки служебных автомобилей позволяют обеспечить перемещение работников между населёнными пунктами. С целью оптимизации бизнес-процессов и недопущения излишнего увеличения штатной численности банки столкнулись с необходимостью наделения правом управления служебным автомобилем работников банка, которым для осуществления своих трудовых обязанностей необходимо перемещаться в иной населённый пункт.

По результатам изучения Ассоциацией относительно установленного в учреждениях банков порядка эксплуатации служебного транспортного средства, выявлены различные подходы к наделению работников правом управления служебным автомобилем.
У ряда банков данное право предоставляется работникам на основании приказа руководителя банка после проведения инструктажа, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда в установленном законодательстве порядке.

Некоторые банки, при отсутствии в учреждениях банка штатной единицы профессии «водитель автомобиля», предусматривают в должностных инструкциях служащих возможность выполнения обязанностей водителя автомобиля при возникновении производственной необходимости, а также для выполнения непосредственно своих должностных обязанностей. При этом транспортное средство закрепляется за работником приказом руководителя банка.

Кроме того Ассоциацией был рассмотрен подход по оформлению совмещения специалистов по профессии «водитель автомобиля». Однако его применение влечёт за собой излишнее введение в штатное расписание банков вакансий водителя автомобиля во всей региональной сети (как правило, с учётом объёма выезда требуется менее 0,25 единицы в каждую точку продаж).

В целях формирования банками единого подхода к назначению служащих правом управления служебным автомобилем, наличия необходимости в оптимизации бизнес-процессов, связанных с переездами работников в другую местность, и соблюдение трудовых прав работников, просим подтвердить возможность применения описанных подходов по обозначенному вопросу либо разъяснить иной порядок организации эксплуатации служебных транспортных средств.

ОТВЕТ МИНТРУДА:

В соответствии со статьями 19 и 61 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — Трудовой кодекс) наименование должности служащего (профессии рабочего), отнесение выполняемых работ к должностям служащих (профессиям рабочих), разрядам и наличие у работника соответствующей квалификации определяются нанимателем в соответствии с квалификационными справочниками, утвержденными в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь, нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность работников по отдельным должностям служащих.

В случае определения служащему трудовой функции по двум или нескольким должностям служащих поручаемые работнику обязанности по каждой из должностей служащих должны быть близкими по содержанию, равными по сложности и уровню квалификации работника (пункт 4 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной зашиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1).

Функциональные обязанности специалиста организации не сопряжены с трудовой функцией водителя автомобиля, т.е. трудовой функцией по профессии рабочего.

С учетом того, что функции по управлению автомобилем содержатся в тарифно-квалификационной характеристике профессии рабочего «Водитель автомобиля», предусматривать указанные функции в должностных инструкциях работников, занимающих должности специалиста, оснований не имеется.

Наличие служебного легкового автомобиля у юридического лица подразумевает наличие в штатном расписании организации штатной единицы водителя автомобиля (со всеми вытекающими требованиями, предъявляемыми к приему на работу работников по профессии рабочего «водитель автомобиля»).

При поручении работнику обязанностей водителя автомобиля наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, в качестве дополнительной работы без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены) в рамках статьи 67 Трудового кодекса основанием является наличие в штатном расписании штатной единицы (ее доли) профессии рабочего «Водитель автомобиля».

В Типовой перечень работ с повышенной опасностью, установленный приложением 7 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175, включены работы по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, самоходных сельскохозяйственных машин и гусеничных тракторов и лесохозяйственных машин (тракторов), и содержатся в пункте 36 указанного Перечня. Если эксплуатация выше названных автомобилей включает их техническое обслуживание и ремонт, то полагаем работникам, выполняющим эти работы, требуется прохождение инструктажа, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда, так как данные работы относятся к работам с повышенной опасностью.
Справочно. Согласно пункту 6 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 (далее — Инструкция), руководители и специалисты, выполняющие работы по профессиям рабочих или отдельным видам работ с повышенной опасностью, проходят обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда по профессиям рабочих или отдельным видам работ с повышенной опасностью
Согласно тарифно-квалификационной характеристике профессии рабочего «Водитель автомобиля», содержащейся в выпуске 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты от 26 ноября 2003 г. № 147, водитель автомобиля осуществляет управление транспортным средством в целях погрузки и разгрузки грузов, высадки и посадки пассажиров.

Исходя из информации, представленной в обращении, сотрудники банка (специалисты по работе с проблемной задолженностью) управляют служебным легковым автомобилем с одной целью — выполнения своих служебных (должностных) обязанностей как специалиста, а не для перевозки грузов либо работников своей организации. В этой ситуации полагаем, что работника банка (специалиста) нельзя рассматривать как выполняющего работы с повышенной опасностью в рамках применения Инструкции.

Согласно подпункту 2.8 пункта 2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г., водитель — физическое лицо, управляющее транспортным средством.

Так как работник, за которым закреплен легковой автомобиль, будет в служебных целях использовать служебный автомобиль, соответственно, он будет осуществлять управление транспортным средством как водитель. который обязан соблюдать Правила дорожного движения, в том числе содержать участвующее в дорожном движении транспортное средство в технически исправном состоянии, проверять его техническое состояние перед началом движения, а также содержать в чистоте его стекла и внешние световые приборы (подпункт 9.3 пункта 9 Правил дорожного движения).

Законодательство о труде также допускает возможность использования личного автомобиля работника в интересах нанимателя.
Так, работники, использующие свои транспортные средства, оборудование, инструменты и приспособления для нужд нанимателя, имеют право на получение за их износ (амортизацию) компенсации, размер и порядок выплаты которой определяются по договоренности с нанимателем (статья 106 Трудового кодекса).

В случаях использования работниками личного транспорта для осуществления своих должностных обязанностей, полагаем, что рассматривать данную категорию работников с точки зрения привлечения к выполнению работ в качестве «водителя автомобиля» и, следовательно, предъявлять какие-либо требования к данной категории работников, оснований не имеется.


Это третий вариант ответа Минтруда об инструктажах, стажировке и проверке знаний руководителей и специалистов как водителя автомобиля.
Предыдущие по этим ссылкам
[1] https://otb.by/forums/152/29057
[2] https://otb.by/forums/152/29330